Скачкообразный рост цен на
бензин в одной из крупнейших
нефтедобывающих стран мира
давно стал явлением регулярным.
Автолюбители негодуют, но,
сжимая зубы, платят за топливо
больше, чем их американские
«коллеги», чьи машины питаются в
том числе и российским
экспортным бензином. АЗС,
принадлежащая одному из
крупнейших брендов, предлагает
Аи-92 по цене 26 рублей за литр на
границе России с Беларусью, а уже
по ту сторону кордона на
аналогичной заправке такой же
сорт топлива обходится в 18
рублей за литр. Бензин дорожает
по всей стране, и столичный
регион не исключение. Между тем
нефтяники заявляют, что они
приступили к планомерному
снижению цен.
Так, сеть ТНК-ВР объявила о
«новогодних скидках»: топливо
самых популярных сортов (Аи-92 и
Аи-95) якобы подешевело на 30-50
копеек. Обрадовали
автомобилистов и в ЛУКОЙЛе:
представители компании заявили о
снижении цен в среднем на рубль.
Любопытно, что в народе эти
подарки остались незамеченными:
автомобилисты в один голос
заявляют, что цены на бензин не
снизились, а просто
стабилизировались. Что касается
владельцев дизельных машин, то
они могут более не мечтать об
экономии, так же как и о
долговечности работы двигателя:
стоимость солярки неуклонно
растет, более того, согласно
паспортам качества, дизель на
большинстве московских заправок
относится к неэкологичному и
«устаревшему» классу Евро-2.
Но даже если снижение цен все
же станет заметным до Нового
года, весной, обещают аналитики,
автомобилистам следует
готовиться к худшему. Неизбежен
новый кризис на топливном рынке,
результатом которого станет
колоссальное подорожание
бензина
. Таким образом, езда на личном
авто станет поистине «золотой»
сразу же после президентских
выборов в марте 2012-го:
психологическая 30-рублевая
отметка будет успешно
преодолена. И преодолена на
рубли, а не копейки.
«Если нефтяники будут до марта
искусственно сдерживать цены, то
после президентских выборов это
выльется в скачок на 20-30%», –
такое мнение в беседе с
журналистами «Московских
новостей» озвучил аналитик ИФД
«Капитал» Виталий Крюков.
Причин для существенного скачка
цен сразу две, отмечают эксперты.
Первая – искусственное
регулирование розничных
расценок на топливо. Рано или
поздно оно – регулирование –
будет прекращено. Вторая
причина – очередное повышение
акцизов. То есть литр топлива
может подорожать с сегодняшних
30 руб. за литр до 36-38 руб. При
этом не исключено, что цены на
качественный бензин европейских
стандартов поднимутся до 50 руб.
за литр и выше. А
высокооктановое топливо (Аи-98)
и дизтопливо могут вырасти в цене
еще выше.
Напомним, депутаты Госдумы
приняли в третьем,
заключительном, чтении поправки
в Налоговый кодекс,
пересматривающие график
повышения акцизов на бензин.
Действующий график
предусматривает в 2012 году рост
акцизов на топливо примерно на
1,2 руб. с литра. Принятый
законопроект сохраняет эти
ставки, но только до июня 2012
года. С июля будущего года акциз
на бензин Евро-2 вырастет еще на
35 копеек с литра, а в 2013 году –
еще на 1,4 рубля, до 10 100 рублей
с тонны. Акцизы на бензин Евро-3
после выборов 2012 года также
вырастут еще на 35 копеек, а с
2013 года – на 1,35 рубля с литра.
Дизельное топливо Евро-2 в конце
2012 года подорожает на 20
копеек, Евро-3 – на 40 копеек.
Таким образом, вполне реальной
видится перспектива удорожания
Аи-92 до 33-35 рублей за литр. Что
выведет российский бензин на
уровень европейского – не по
качеству, но по стоимости. То же
самое касается и солярки. Ее будет
много, но она будет дорогой –
таков вкратце итог
госрегулирования и работы
властей по недопущению нового
кризисного дефицита на
топливном рынке. Эксперты,
участники рынка и чиновники
уверены, что ожидать перебоев с
поставками дизтоплива не следует.
Это приятная новость. Неприятная:
за все хорошее надо платить. И
платить немало. Только за ноябрь
в результате действий
правительства солярка выросла в
цене на 4,8 процента. Дорожать
она будет и в дальнейшем.